Об изменении отдельных законодательных
актов в связи с введением Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно Федеральному
закону от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ Градостроительный кодекс Российской
Федерации вводится в действие со дня его официального опубликования
(опубликован в "Российской газете" 30.12.2004).
В связи с принятием Градостроительного кодекса РФ Законом
N 191-ФЗ были внесены изменения в ряд законодательных актов. Кстати,
необходимо отметить, что рассматриваемые изменения будут не единственными,
то есть законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения,
которые отныне находятся в зоне действия вновь принятого Градостроительного
кодекса, будут приводиться в соответствие с его нормами и применяться
постольку, поскольку они ему не противоречат.
Так, согласно новой редакции отдельных положений Федерального
закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного
значения поселения, муниципального района и городского округа теперь
относятся, в том числе, утверждение генеральных планов развития территориального
образования, правил землепользования и застройки, утверждение местных
нормативов градостроительного проектирования, ведение информационной
системы обеспечения градостроительной деятельности, резервирование и
изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах территориального
образования, а также осуществление земельного контроля. Кстати, проекты
планов и программ развития муниципального образования, проекты планировки
и межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на
условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов
капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров
разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
теперь в обязательном порядке должны выноситься на публичные слушания,
которые могут проводиться как по инициативе представительного органа
муниципального образования или главы муниципального образования, так
и непосредственно населения. Данное дополнение внесено в пункт 3 части
3 статьи 28 Федерального закона N 131-ФЗ.
Изменения, внесенные в Федеральный закон от 6 октября 1999
г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" расширяют полномочия органов государственной власти субъекта
РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами
самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций
из федерального бюджета). Отныне, в соответствии с вновь введенным подпунктом
42 пункта 2 статьи 26.3, указанные органы будут утверждать схемы территориального
планирования субъекта РФ, документацию по планировке территории для
размещения объектов капитального строительства регионального значения,
региональные нормативы градостроительного проектирования, а также осуществлять
государственный строительный надзор.
Существенные изменения были внесены в Земельный кодекс
РФ, а именно в Главу 5 "Возникновение прав на землю", которая была дополнена
статьями 30.1, 30.2, 38.1 и 38.2.
В статье 30.1, именуемой "Особенности предоставления земельных
участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной
или муниципальной собственности", в частности, установлено, что земельные
участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной
или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или
в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права
на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства
будет осуществляться на аукционах. В свою очередь, для получения земельного
участка в аренду для индивидуального жилищного строительства достаточно
заявления заинтересованного физического или юридического лица.
Однако в двухнедельный срок со дня получения заявления
соответствующий исполнительный орган имеет право принять решение о проведении
аукциона по продаже этого земельного участка или права на заключение
договора аренды либо объявить сбор заявлений о предоставлении участка
в аренду. Сообщение о приеме заявлений должно быть опубликовано в периодическом
печатном издании, а также на официальном сайте исполнительного органа
в сети Интернет. Если по истечении месяца со дня опубликования сообщения
о сборе заявлений никто больше не проявит заинтересованности в приобретении
данного земельного участка, с первоначальным заявителем в двухнедельный
срок должен быть заключен договор аренды участка, но только после его
государственного кадастрового учета.
Следует иметь в виду, что статья 30.1 Земельного кодекса
вступит в силу с 1 октября 2005 года.
В статье 30.2 рассматриваются "особенности предоставления
земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства,
предоставленных из земель, находящихся в государственной или муниципальной
собственности", а также права и обязанности собственников и арендаторов.
Следует иметь в виду, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение
последними обязанностей, установленных отдельными положениями Кодекса,
с них будет взиматься неустойка в размере одной стопятидесятой ставки
рефинансирования Банка России, действующей на день исполнения, от размера
арендной платы или размера земельного налога за каждый день просрочки.
Статья 38.1 определяет "порядок организации и проведения
аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной
или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров
аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, для жилищного строительства". В частности,
установлено, что в качестве продавца земельного участка для жилищного
строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, или продавца права на заключение договора аренды такого
участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган
местного самоуправления. Он же принимает решение о проведении аукциона
и в качестве его организатора определяет начальную цену, сумму задатка
и существенные условия договора, в том числе срок аренды. При этом следует
иметь в виду, что начальная цена земельного участка или начальный размер
арендной платы определяется в соответствии с законодательством РФ об
оценочной деятельности. Извещение о проведении аукциона должно быть
размещено в периодическом печатном издании исполнительного органа не
менее чем за тридцать дней до его проведения.
В отведенный срок заявители, желающие участвовать в аукционе,
должны представить заявку с указанием реквизитов счета для возврата
задатка, выписку из единого государственного реестра юридических лиц
либо, если это физическое лицо - копии документов, удостоверяющих личность,
и документы, подтверждающие внесение задатка. Следует отметить, что
представление иных документов законодательством не предусмотрено. Если
в аукционе участвовали менее двух участников или когда после троекратного
объявления начальной цены предмета аукциона ни один из участников не
заявил о своем намерении приобрести предмет аукциона по начальной цене,
аукцион признается несостоявшимся. В этом случае организатор может объявить
о проведении повторного аукциона с изменением его условий.
В статье 38.2 определяются "особенности проведения аукциона
по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из
земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности,
для его комплексного освоения в целях жилищного строительства". В частности,
установлено, что такие аукционы могут проводиться только в отношении
земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет.
В пункте 3 статьи 38.2 приводятся сведения, которые в обязательном
порядке должны быть указаны в извещении о проведении аукциона, например,
сведения о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного
участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере земельного
участка, максимальные сроки подготовки проекта планировки территории
и проекта межевания территории, максимальные сроки осуществления жилищного
строительства и иного строительства и так далее. Статья 38 "Приобретение
земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного
участка на торгах (конкурсах, аукционах)" была дополнена двумя пунктами.
В частности, пунктом 5 установлено, что порядок организации
и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся
в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение
договоров аренды таких участков для жилищного строительства определяется
вновь введенной статьей 38.1.
В свою очередь, в пункте 6 определено, что порядок организации
и проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды
земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства
определяется статьей 38.2.
При применении статьи 38 Земельного кодекса следует иметь
в виду, что пункты 5 и 6 вступят в силу с 1 октября 2005 года.
Изменения внесены и в подпункт 2 пункта 1 статьи 49 Земельного
кодекса. Теперь в него включен перечень объектов государственного или
муниципального значения, при размещении которых допускается изъятие,
в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или
муниципальных нужд. Однако следует иметь в виду, что такое изъятие возможно
только в исключительных случаях и при отсутствии других вариантов возможного
размещения этих объектов.
В новой редакции изложен абзац пятый пункта 4 статьи 85
Земельного кодекса. Теперь в случае если земельные участки и находящиеся
на них объекты недвижимости угрожают жизни или здоровью людей, опасны
для окружающей среды или памятников истории и культуры, то, в соответствии
с федеральными законами, их дальнейшее использование может оказаться
под запретом (напомним, что ранее запрет налагался органом местного
самоуправления и то только до приведения таких земельных участков и
прочно связанных с ним объектов недвижимости в соответствие с градостроительным
регламентом).
Статья 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" была
дополнена пунктом 14, в соответствии с которым с 1 января 2010 г. при
отсутствии правил землепользования и застройки не будут предоставляться
для строительства земельные участки из земель, находящихся в государственной
или муниципальной собственности, с предварительным согласованием мест
размещения объектов. Однако данное правило не будет распространяться
на земельные участки, на которые действие градостроительных регламентов
не распространяется или для которых они не устанавливаются, а также
на земельные участки, которые предоставляются в соответствии с документами
территориального планирования Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации.
Другие статьи по теме :
(По материалам аналитического обзора, подготовленного
компанией КонсультантПлюс
)