Архив 1999-2013 г.г.
НОВЫЕ ПРАВИЛА
ОКАЗАНИЯ УСЛУГ (ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ) ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ
И РЕМОНТУ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Постановлением Правительства РФ от
11.04.2001 N 290 утверждены Правила оказания услуг (выполнения работ)
по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств.
Данные Правила разработаны в соответствии со статьей 38 Закона РФ
"О защите прав потребителей" с учетом изменений, внесенных в указанный
Закон Федеральным законом от 17.12.1999 N 212-ФЗ. Правила регулируют
отношения, возникающие между потребителем и исполнителем при оказании
услуг (выполнении работ) по техническому обслуживанию и ремонту
автомототранспортных средств и их составных частей. В частности,
данный документ подробно регламентирует порядок приема заказов и
оформления договоров, порядок оказания услуг (выполнения работ)
и их оплаты, а также определяет условия ответственности исполнителя.
В целом сохранив структуру ранее действовавшего нормативного акта
и повторив многие его положения, новые Правила дополнены нормами,
которые должны обеспечить большую защиту прав потребителей указанных
услуг. Отметим наиболее важные положения указанного документа. В
соответствии с Правилами исполнитель обязан сообщать потребителю
информацию о себе и оказываемых им услугах (выполняемых работах).
В частности, он должен довести до сведения потребителя фирменное
наименование своей организации, местонахождение (юридический адрес)
и режим работы. Вся указанная информация должна быть размещена на
вывеске. Исполнитель - индивидуальный предприниматель должен предоставить
информацию о государственной регистрации с указанием наименования
зарегистрировавшего органа. Кроме указанных сведений, до заключения
договора исполнитель обязан предоставить потребителю необходимую
и достоверную информацию об оказываемых услугах (выполняемых работах)
согласно перечню сведений, приведенному в Правилах, а также по просьбе
потребителя сообщить другие относящиеся к договору и соответствующей
услуге сведения. В соответствии с Правилами после оказания услуги
или выполнения работы на исполнителе также лежит обязанность довести
до сведения потребителя условия эффективного и безопасного использования
результатов оказания услуги, а также сообщить информацию о сроке
службы или сроке годности и необходимых действиях потребителя по
истечении данных сроков и возможных последствиях невыполнения таких
действий, в том случае, если автомототранспортные средства по истечении
указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества
потребителя или становятся непригодными для использования их по
назначению. Оказание услуг (выполнение работ) может производиться
как по предварительной заявке, так и без нее. Заявка может быть
подана потребителем в письменной форме либо устно, например по телефону.
Договор на оказание услуг (выполнение работ) заключается в письменной
форме (заказ - наряд, квитанция, иной документ). Для заключения
договора потребитель должен предъявить исполнителю документ, удостоверяющий
личность, а также документы, удостоверяющие право собственности
на автомототранспортное средство. Потребитель, не являющийся собственником
автомототранспортного средства, предъявляет документ, подтверждающий
право на эксплуатацию данного автомототранспортного средства. При
оформлении и выполнении договора документы, предъявляемые потребителем,
не изымаются. Новые Правила обязывают исполнителя оказать услугу
(выполнить работу), определенную договором, с использованием прежде
всего собственных запасных частей и материалов. Однако данная норма
является диспозитивной и потребитель вправе предусмотреть в договоре
оказание услуги или выполнение работы из материалов и запасных частей,
переданных им исполнителю. Требования Правил к содержанию договора
дополнены положением, согласно которому перечень запасных частей
и материалов, предоставленных потребителем, подлежит обязательному
включению в договор с указанием информации о подтверждении их соответствия
обязательным требованиям, если такие требования установлены федеральными
законами и, в частности, стандартами. При оказании услуги (выполнении
работы) с использованием предоставленных потребителем запасных частей
и материалов исполнитель освобождается от ответственности за их
полную или частичную утрату (повреждение), при условии, что потребитель
был предупрежден исполнителем об их особых свойствах, которые могут
повлечь за собой их полную или частичную утрату (повреждение). В
соответствии с Правилами цена оказываемой услуги (выполняемой работы)
определяется соглашением между исполнителем и потребителем. Лишь
в тех случаях, когда на определенный вид услуги (работы) цена устанавливается
или регулируется государственными органами, цена, определяемая договором
между потребителем и исполнителем, не может быть выше последней.
На оказание услуги (выполнение работы) может быть составлена смета.
Составление сметы становится обязательным, если одна из сторон договора
потребует этого. Смета может быть как приблизительной, так и твердой.
При отсутствии в договоре иных указаний смета считается твердой.
Правила также регламентируют вопросы корректировки твердой и приблизительной
сметы в случае возникновения непредвиденных обстоятельств и определяют
порядок действий и права сторон при данных обстоятельствах. За неисполнение
либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель
несет ответственность, предусмотренную федеральными законами и договором.
В частности, исполнитель несет ответственность за непредоставление
потребителю информации об услуге (работе); за недостатки оказанной
услуги (выполненной работы); за нарушение сроков исполнения обязательств
по договору. Так например, в случае обнаружения недостатков оказанной
услуги (выполненной работы) потребитель вправе по своему выбору
потребовать от исполнителя: безвозмездного устранения недостатков;
соответствующего уменьшения установленной за работу цены; безвозмездного
повторного выполнения работы; возмещения понесенных им расходов
по исправлению недостатков своими силами или третьими лицами. Правила
существенно расширяют объем прав потребителя на предъявление требований,
связанных с недостатками оказанной услуги (выполненной работы).
Указанные требования могут быть предъявлены при принятии оказанной
услуги (выполненной работы), в ходе оказания услуги (выполнения
работы) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии
оказанной услуги (выполненной работы), в течение гарантийного срока,
а при его отсутствии - в разумный срок, в пределах 2 лет со дня
принятия оказанной услуги (выполненной работы). Отметим, что ранее
указанный срок не мог превышать 6 месяцев, если на результат оказанной
услуги (выполненной работы) не был установлен гарантийный срок.
Обнаруженные недостатки оказанной услуги или выполненной работы
должны быть устранены исполнителем в назначенный потребителем разумный
срок, который указывается в договоре. Нарушение исполнителем установленных
договором сроков оказания услуги (выполнения работы), а также назначенных
потребителем новых сроков влечет уплату пени в размере 3 процентов
цены оказания услуги (выполнения работы) за каждый день (час, если
сроки определены в часах). По вопросу возмещения убытков, причиненных
потребителю, Правила повторяют положение, сформулированное в Законе
РФ "О защите прав потребителей", в соответствии с которым причиненные
потребителю убытки подлежат возмещению исполнителем в полном объеме
сверх неустойки (пени), установленной законом или договором, если
иное не определено законом. Порядок и сроки удовлетворения требований
потребителя, а также ответственность за нарушение этих сроков регулируется
Законом РФ "О защите прав потребителей". Государственный контроль
за соблюдением Правил осуществляют федеральный антимонопольный орган
(его территориальные органы), а также другие федеральные органы
исполнительной власти или их территориальные органы в пределах своей
компетенции.
КонсультантПлюс
БЕРЕЗКИН А.