ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ
ЗАКОН "О ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ"
Пунктом 2 статьи 56 Конституции РФ установлено,
что чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации
и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств
и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
С 1 июня 2001 года - со дня официального опубликования в "Парламентской
газете" - вступил в силу Федеральный конституционный закон от
30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (далее - Закон),
который заменил собой Закон РФ от 17.05.1991 N 1253-1 с аналогичным
названием, ранее регулировавший данный вопрос. Очевидным является
то, что многие положения Закона РФ от 17.05.1991 N 1253-1 перестали
соответствовать изменившимся государственно - политическим условиям.
Прежде всего это касается норм, определяющих полномочия различных
органов государственной власти при введении режима чрезвычайного
положения. Между тем, правовое регулирование данного вопроса имеет
чрезвычайно важное - конституционное - значение. Новый Закон в
этой части соответствует действующему российскому законодательству
и прежде всего Конституции РФ. Что касается иных положений, то
здесь принципиальных отличий от ранее действовавших норм новый
Закон не содержит. Чрезвычайное положение, как и раньше, определяется
как вводимый в соответствии с Конституцией РФ и Законом особый
правовой режим деятельности органов государственной власти, органов
местного самоуправления, организаций, их должностных лиц, общественных
объединений, допускающий установленные Законом отдельные ограничения
прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан,
лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений,
а также возложение на них дополнительных обязанностей. Чрезвычайное
положение может вводиться на всей территории Российской Федерации
или в ее отдельных местностях. При этом подчеркивается, что его
введение является временной мерой, применяемой исключительно для
обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя
Российской Федерации. Закон устанавливает (и эта норма отличается
от действующей ранее), что целями введения чрезвычайного положения
являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для
его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина,
защиты конституционного строя Российской Федерации. Чрезвычайное
положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют
непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному
строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без
применения чрезвычайных мер. В Законе подробнее, чем раньше, раскрывается,
что относится к обстоятельствам такого рода. Закон устанавливает
порядок введения чрезвычайного положения, соответствующий положениям
Конституции РФ. Чрезвычайное положение вводится Указом Президента
РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной
Думе Федерального Собрания РФ. Указ Президента РФ незамедлительно
передается на утверждение Совета Федерации, подлежит незамедлительному
обнародованию и официальному опубликованию. В статье 5 Закона
приводится перечень сведений, которые должны в этом Указе содержаться.
Срок действия чрезвычайного положения не изменился и составляет:
при его введении на всей территории Российской Федерации - не
более 30 суток, а в отдельных местностях - не более 60 суток.
Этот срок может быть продлен Указом Президента РФ с соблюдением
требований, установленных Законом для введения чрезвычайного положения.
При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения
чрезвычайного положения, ранее установленного срока, оно отменяется
Президентом РФ полностью или частично, о чем оповещается население
соответствующей местности. В зависимости от обстоятельств, послуживших
основанием введения чрезвычайного положения, на период его действия
могут вводиться различные меры и временные ограничения, которые
предусматриваются Указом Президента РФ о введении чрезвычайного
положения. Так, в течение всего периода действия чрезвычайного
положения на территории, на которой оно введено, выборы и референдумы
не проводятся. Возможно приостановление действия правовых актов
органов государственной власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления; установление ограничений на
свободу передвижения по территории; введение комендантского часа
и др. Законом определяются силы и средства, обеспечивающие режим
чрезвычайного положения, а также порядок осуществления особого
управления территорией, на которой он введен. В частности, предусмотрена
возможность использования сил и средств органов внутренних дел,
уголовно - исполнительной системы, федеральных органов безопасности,
внутренних войск, а также органов по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий.
В исключительных случаях на основании Указа Президента РФ для
выполнения определенных задач могут привлекаться Вооруженные Силы
Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
При этом на всех лиц, участвующих в обеспечении режима чрезвычайного
положения, распространяются дополнительные гарантии и компенсации.
На территории, на которой введено чрезвычайное положение, может
создаваться временный специальный орган управления этой территорией
или федеральный орган управления территорией, которому могут быть
переданы полностью или частично полномочия органов исполнительной
власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления,
действующих на соответствующей территории. Для осуществления единого
управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного
положения, Указом Президента РФ назначается комендант территории,
а для координации их действий может быть создан оперативный штаб
из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного
положения. Несомненно, важным является установление гарантий имущественных
и социальных прав граждан и организаций в период действия чрезвычайного
положения, а также определение порядка и условий применения физической
силы и специальных средств, привлечения к ответственности граждан
и должностных лиц. Так, в Законе предусмотрено, что меры, применяемые
в условиях чрезвычайного положения, влекущие за собой изменение
(ограничение) законно установленных прав, должны применяться в
тех пределах, которые требует острота создавшегося положения.
Кроме того, следует иметь в виду, что в статье 56 Конституции
РФ приведен перечень прав и свобод, которые не подлежат ограничению.
По-прежнему Закон содержит нормы, устанавливающие, что правосудие
на территории, где введено чрезвычайное положение, осуществляется
только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ;
создание чрезвычайных судов не допускается. Конкретные меры ответственности
за нарушение требований режима чрезвычайного положения в Законе
отсутствуют, вместо этого он ссылается на действующее законодательство.
КонсультантПлюс
КОБЗАРЕВА В