Архив 1999-2013 г.г.
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
В ГЛАВУ 23 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
Второй раз
в основополагающий нормативный акт, регулирующий налоговые правоотношения
- Налоговый кодекс Российской Федерации, - вносятся изменения и
дополнения. Если предыдущие изменения, внесенные Федеральным законом
от 29.12.2000 N 166-ФЗ, затронули все главы Кодекса, то на этот
раз Федеральным законом от 30.05.2001 N 71-ФЗ внесены изменения
и дополнения в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ, регулирующую
вопросы исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц. В соответствии
со статьей 2 Федерального закона от 30.05.2001 N 71-ФЗ изменения
и дополнения в главу 23 Налогового кодекса РФ вступают в силу по
истечении одного месяца со дня официального опубликования указанного
Закона (опубликован в "Российской газете", N 105, 02.06.2001). При
этом некоторым положениям данного Федерального закона, о которых
будет сказано ниже, придана обратная сила: их действие распространено
на правоотношения, возникшие с 1 января 2001 года. Укажем на наиболее
важные изменения в правовом регулировании налогообложения доходов
физических лиц в связи с принятием Федерального закона от 30.05.2001
N 71-ФЗ. Новеллой, установленной указанным Федеральным законом,
стало появление в Налоговом кодексе РФ статьи 214.1. Данная статья
устанавливает особенности определения налоговой базы, исчисления
и уплаты налога на доходы физических лиц по операциям с ценными
бумагами. Указанную статью нужно рассматривать как важное дополнение
Налогового кодекса РФ, которым устранены недостатки в правовом регулировании
налогообложения доходов физических лиц. Она содержит положения,
которыми урегулирован целый комплекс вопросов, связанных с налогообложением
доходов граждан от совершения сделок в отношении таких обладающих
спецификой объектов гражданских прав, как ценные бумаги. Обратим
внимание на некоторые положения новой статьи Кодекса. Прежде всего,
указанная статья устанавливает перечень операций с ценными бумагами,
а также операций с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным
активом которых являются ценные бумаги (фьючерсные и опционные биржевые
сделки), доходы от которых учитываются при определении налоговой
базы. В целях налогообложения ценные бумаги выделены в две категории:
ценные бумаги, допущенные к обращению у организаторов торговли,
имеющих лицензию осуществляющего регулирование рынка ценных бумаг
федерального органа, и ценные бумаги, не обращающиеся на организованном
рынке ценных бумаг. Подобный подход не случаен и имеет значение
при определении налоговой базы - для каждой операции с ценными бумагами
определенной категории статья 214.1 устанавливает особенности ее
определения. Федеральным законом от 30.05.2001 N 71-ФЗ дано определение
дохода (убытка) по операциям купли - продажи ценных бумаг, а также
дохода (убытка) по сделке купли - продажи ценных бумаг. В соответствии
с Федеральным законом доход (убыток) по операциям купли - продажи
ценных бумаг определяется как сумма доходов по совокупности сделок
с ценными бумагами соответствующей категории, совершенных в течение
налогового периода, за вычетом суммы убытков. Под доходом по сделке
купли - продажи ценных бумаг понимается разница между суммами, полученными
от их реализации, и расходами на их приобретение, реализацию и хранение,
фактически произведенными налогоплательщиком и документально подтвержденными.
В перечень расходов, которые уменьшают налоговую базу, включены,
в числе прочих, расходы, возмещаемые налогоплательщиком профессиональному
участнику рынка ценных бумаг, а также иные расходы, непосредственно
связанные с куплей, продажей и хранением ценных бумаг. Отдельно
урегулирован и порядок определения налоговой базы по операциям с
финансовыми инструментами срочных сделок. Поскольку операции с ценными
бумагами и финансовыми инструментами может осуществлять не только
налогоплательщик, но и доверительный управляющий, новая статья Кодекса
определяет особенности определения налоговой базы по этим операциям
применительно к указанной ситуации. Нужно отметить, что статья 214.1
также определяет условия и особенности предоставления налогоплательщику
имущественного вычета и вычета в размере фактически произведенных
и документально подтвержденных расходов. Следует иметь в виду, что
имущественный вычет налогоплательщику в отличие от правила, установленного
пунктом 2 статьи 220 Кодекса, может быть предоставлен как у источника
выплаты дохода, так и по окончании налогового периода при подаче
налоговой декларации в налоговый орган. При наличии нескольких источников
выплаты дохода имущественный вычет предоставляется только у одного
источника по выбору налогоплательщика. Важно также то, что Федеральным
законом от 30.05.2001 N 71-ФЗ, наконец, разрешен вопрос, кто исчисляет
и перечисляет налог по указанным в статье 214.1 операциям. Установлено,
что расчет и уплата сумм налога осуществляются налоговым агентом
(брокером, доверительным управляющим или иным лицом, совершающим
операции по договору поручения, комиссии, иному договору в пользу
налогоплательщика) по окончании налогового периода или при осуществлении
им выплаты денежных средств налогоплательщику до истечения очередного
налогового периода. Изменения и дополнения, внесенные в Налоговый
кодекс РФ Федеральным законом от 30.05.2001 N 71-ФЗ, касаются не
только ценных бумаг. Серьезной переработке подверглись также и другие
статьи главы 23 Налогового кодекса РФ, имеющие не менее важное значение
для налогоплательщиков. Так, в перечень доходов, освобождаемых от
налогообложения, Федеральным законом N 71-ФЗ внесены существенные
дополнения. Во-первых, от обложения налогом освобождены доходы,
получаемые в виде процентов по срочным пенсионным вкладам, внесенным
до 1 января 2001 года на срок не менее шести месяцев, при условии,
что указанные проценты выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных
исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ России, в течение
периода, за который начислены эти проценты. Во-вторых, от налогообложения
освобождены также выигрыши по облигациям государственных займов
РФ и суммы, получаемые налогоплательщиком в погашение этих облигаций.
В соответствии с Федеральным законом N 71-ФЗ действие вышеуказанных
положений распространено на правоотношения, возникшие с 1 января
2001 года. Изменениями и дополнениями в пункт 2 статьи 224 и пункт
1 статьи 228 Кодекса внесена ясность в вопрос, касающийся налогообложения
и порядка уплаты налога с выигрышей от тотализаторов и других основанных
на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов). Поясним
суть изменений. В соответствии с Налоговым кодексом РФ (в редакции
Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ) доходы в виде выигрышей,
выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных
на риске игр, подлежат обложению по налоговой ставке 35%. Однако
Федеральный закон от 30.05.2001 N 71-ФЗ исключил доходы в виде выигрыша
от тотализаторов и других основанных на риске игр из перечня доходов,
облагаемых по ставке 35%, и распространил действие данного положения
на правоотношения, которые возникли с 1 января 2001 года. При этом
Федеральный закон обязал физических лиц, получающих выигрыши, выплачиваемые
организаторами тотализаторов и других основанных на риске игр (в
том числе с использованием игровых автоматов), самостоятельно исчислять
суммы налога, подлежащего уплате в соответствующий бюджет. При этом
применяется налоговая ставка 13%.
КонсультантПлюс
БЕРЕЗКИН А.